среда, 22 октября 2014 г.

Музей в Патанe, Раздел Металлургия

Стелла на входе на в музей.




В музее достаточно обширная коллекция произведений Непальских Мастеров. Представлены великолепные образцы резьбы по дереву, камню, работа с бронзой латунью и медью.

Меня особенно заинтересовал раздел музея G, который посвящен металлургии Непала.

При входе на территорию музея меня встретило вот такое Божество, не знаю кто это и в какой ипостаси, но то, что покровитель кузнецов - сразу видно.



Навыки превращения металла в великолепные изделия, некоторые их которых представлены в Музейной экспозиции показывают выдающиеся достижения непальских мастеров.


Превосходные изделия из металлов были объектом внимания иностранцев по меньшей мере с 7-го века н.э, когда Китайский дипломат в своих мемуарах отмечал превосходное качество изделий и техник применяемых непальскими мастерами.
Когда и от кого непальские мастера получили эти знания неизвестно. Но, скорее всего эти техники пришли в Непал с севера Индии.

Около трех тысячелетий до н.э. в  некоторых городах Индии, таких как Мохенжо Даро были выплавлены изображения путем высокосложной техники литья по выплавляемым моделям, о чем есть упоминание в Индийском манускрипте 2-го века н.э.

В долине Катманду уже во 2-м веке н.э. была прекрасна развита традиция каменной скульптуры. В это же время  непальские мастера уже вовсю работали с медью. Старейшее из имеющихся в настоящее время медных изображений Будды было отлито в самом центре долины Катманду и оно датируется 591 годом н.э. Но такая отточенная техника безусловно базируется на десятилетиях работы.

Техника холодной выколотки меди (эмбоссинг) с последующим нанесением рельефа (репуссэ)  применялась в тоже самое время, что и техники литья. Это подтверждается рельефным медным изображением  датируемым 607 годом н.э. 


Репуссэ по меди

Прекрасно выполнен торс Авалокитешвары. Сделан из медных листов соединенных между собой в некоторых местах на "ласточкин хвост" а в некоторых местах на заклепках.
Торс Авалокитешвары 17-18 век

Достаточно широко представлено бронзовое литье.
Вот, например, Лорд Шива и Парвати. Несмотря на кажущуюся расслабленность поз, оба божества представлены в своих грозных аспектах.


Лорд Шива и Парвати 13-14 век

Эта скульптура безусловно может считаться одним из самых выдающихся образцов  литья по выплавляемым моделям.

Руководство металловеда 18 век
Один из пятидесяти свитков, посвященных описанию технологических процессов работы с разными металлами.
В данном свитке описывается как правильно собирать Будду из медных листов, описан процесс от раскройки до золочения.

Король мышей, вечный спутник (транспорт) для Лорда Ганеши тоже здесь. В правой передней лапе согласно традиции держит сладости.
Бронза, 19 век

По количеству и разнообразию масляных ламп Непал превосходит многие другие страны. Мне приходилось читать книги нескольких иностранных исследователей посвященные не только применению  и назначению непальских масляных и керосиновых ламп, но и книги, посвященные техникам создания таких выдающихся произведений искусства.
Вот такой великолепный образец лампы 17-18 века представлен в музее. Если я не ошибаюсь, то этот тип лампы называется "сукунда"  и представляет как бы солнечное божество Сурия. Пламя лампы охраняют два льва и Лорд Ганеша.

.
Если рассматривать корпус лампы то можно увидеть не только растительные и геометрические орнаменты, по центру корпуса лампы идет ожерелье, изображающее человеческие лица.

Другая масляная лампа. Этот тип называется "якхадалу".

Бронза, 17-18 век
Мне эта лампа особенно нравится, поскольку она копирует храм Лорда Кришны, который я снимал на камеру и описывал в техпроцессах.
На лампе много различных существ, персонажей и орнаментов. Сверху спускаются четыре змеи, а четыре птицы расположились по четырем углам второго этажа. Первый этаж охраняют четыре льва. Каждая чаша для масла украшена маленьким изображением Лорда Ганеши.
А колечки внизу лампы, как мне кажется были предназначены для небольших листиков, завершающих композицию лампы.

Почему я не обладая специальными знаниями в области лампостроения могу так смело предполагать наличие листиков снизу?

Вот, посмотрите на более поздний образец (якхадалу с драконами), который сейчас украшает одно из окон музея.







Всем спасибо.
ГринТеррум




Комментариев нет:

Отправить комментарий